БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) Эдуард


БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) Эдуард
(1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-1890 редактировал центральный печатный орган социал-демократической партии газету "Социал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Независимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала. Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения: "Проблемы социализма" (серия статей, 1896-1898), "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социализма. Сборник статей" (1890-1899), "В защиту свободы науки. Сборник статей" (1898-1899), "Возможен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др.

В конце 19 в. Б. поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации. Б. призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, - эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой. По мнению Б., процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "демократизации капитала", т.к. распространение акций является средством для совладения собственностью для широких слоев населения. Б. пытался доказать, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой совпадают с интересами большинства общества. В вопросе собственности Б. придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепенное обобществление, под которым Б. понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", основанных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мелкие и средние предприятия, но исходной формой социалистических общественных отношений считал кооперацию, кооперативную собственность, а не огосударствление средств производства и т.н. общественное присвоение, которое "имело бы последствием безграничную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособляемости капитализма, результатом которых является изменение содержания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних предприятий, повышение и выравнивание жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возможность создания на производстве самоуправленческих структур и т.д. В развитии демократии Б. видел не только средство, но и цель, сущность социализма. Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи социал-демократии: постепенная социализация частной собственности, демократизация общественных институтов, т.к. партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие  свидетельствует о стабилизации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политической революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необходимом и достаточном средстве переустройства экономики на социалистических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем. Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революционными марксистами, лозунг "конечная цель - ничто, движение - все", в содержание которого сам Б. вкладывал следующее: чтобы придти к "конечной цели" - к социализму - необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс  должен созреть до своей эмансипации), которые создаются лишь в процессе "движения". Поэтому марксистское понимание социализма, в котором политическое и экономическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, лишенной конкретно-исторического содержания схемой.

Эти мысли были продолжены Б. в работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение социализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, т.к. социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественно-научного знания обосновать, что общественный строй, за установление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и доказательству, ибо основа всякой действительной науки - опыт, которого социалистическая доктрина не имеет: "...Поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы достаточно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представлений о социализме". Взгляды Б. на теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикальным крылом этого движения - революционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.), в среде которых ревизия Б. отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и социализма вообще. У Б. было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции - мильеранисты, в России - "легальные марксисты" (П. Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал-демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в социалистической теории. Его идеи легли в основу концепции "демократического социализма" - наиболее распространенной теории социалистического реформаторства. "Демократический социализм".

Е.М. Прилепко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) Эдуард" в других словарях:

  • БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард — (1850 1932) один из лидеров германской социал демократии и 2 го Интернационала, идеолог реформизма. Участвовал в разработке Готской программы. Во 2 й пол. 90 х гг., ссылаясь на собственное исследование тенденций общественного развития, выступил с …   Большой Энциклопедический словарь

  • БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN) Эдуард — (1850 1932) немецкий публицист и политический деятель, лидер германской социал демократии и Второго Интернационала, идеолог ревизионизма. С 1872 г. в социал демократической партии. В серии статей «Проблемы социализма» (1896 1898) и в книге… …   Политологический словарь-справочник

  • Бернштейн (Bernstein) Эдуард (1850-1932) — представитель немецкой социал демократии, экономические работы которого посвящены ревизии марксизма. Ревизию экономической теории марксизма Бернштейн начал в трудовой теории стоимости. В противовес лабстрактно Словарь бизнес терминов. Академик.ру …   Словарь бизнес-терминов

  • БЕРНШТЕЙН (BERNSTEIN), Эдуард (1850-1932) — представитель немецкой социал демократии, экономические работы которого посвящены ревизии марксизма. Ревизию экономической теории марксизма Бернштейн начал в трудовой теории стоимости. В противовес абстрактно трудовой стоимости Бернштейн выдвинул …   Большой экономический словарь

  • БЕРНШТЕЙН —         (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин, 18.12.1932, там же), нем. социал демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2 го Интернационала. В 70 х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга,… …   Философская энциклопедия

  • Бернштейн Эдуард — Бернштейн (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин, ‒ 18.2.1932, там же), один из лидеров оппортунистического крыла немецкой социал демократии и 2 го Интернационала, идеолог ревизионизма. В 1872 примкнул к социал демократии. Был приверженцем Е.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бернштейн, Эдуард — БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850 1932), один из лидеров германской социал демократии, идеолог реформизма. Во 2 й половине 90 х гг. выступил с критикой теоретических основ марксизма. Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, который… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕРНШТЕЙН — (Bernstein) Эдуард (1850 1932), один из лидеров германской социал демократии, идеолог реформизма. Во 2 й половине 90 х гг. выступил с критикой теоретических основ марксизма. Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, который считал… …   Современная энциклопедия

  • БЕРНШТЕЙН — (Bernstein) Эдуард (1850 1932) теоретик и деятель европейского социал демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал демократам. В 1881 90 редактировал центральный печатный орган социал демократической партии газету «Социал… …   Новейший философский словарь

  • БЕРНШТЕЙН — (Bernstein), Эдуард (6.I.1850 18.XII.1932) один из лидеров оппортунистич. крыла герм. с. д. и 2 го Интернационала, провозвестник и идеолог ревизионизма. Будучи банковским служащим, Б. в 1872 примкнул к социал демократии. Испытал влияние… …   Советская историческая энциклопедия